ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОУ СОШ № 1 г. МИХАЙЛОВКИ
на 2006 –2011 гг.
Введение.
В современных условиях в школе дополнительное образование составляет разноуровневую и целевую образовательную систему, индивидуализирующую образовательный путь каждого ребенка в рамках единого социокультурного и образовательного пространства. Необходимость создания кружков дополнительного образования продиктована общими проблемами, задачами школы по воспитанию, личностному развитию детей, их самореализации и социальной адаптации.
Опыт работы школьных кружков, студий, секций убеждает в том, что это одно из эффективных средств осуществления непрерывного образования детей, создания благоприятных условий для рационального использования ребенком своего свободного времени, качественного обновления, обогащения образовательной деятельности, формирования воспитательного пространства.
Дополнительное образование в школе – это многоуровневая социокультурная и психолого-педагогическая система развивающих средств, формирующих творчески активную здоровую созидательную личность.
Целью дополнительного образования в школе является создание оптимальных условий для подрастающего поколения и удовлетворения каждым ребенком личных образовательных потребностей.
В качестве приоритетов дополнительного образования в школе следует выделить следующее:
· предоставление каждому ребенку исходя из его способностей, склонностей, ценностных ориентаций возможности реализовать себя в познавательной, творческой деятельности;
· стимулирование творческой активности ребенка, развитие его способности к самостоятельному решению проблем и постоянному самообразованию;
· активное усвоение содержания образования, прогнозирование возможностей его применения в различных ситуациях;
· обогащение жизненного опыта ребенка, соотношение его с исторически сложившейся системой ценностей, самостоятельная оценка своего поведения;
· преемственность содержания дополнительного образования с учетом эволюции личностного сознания ребенка и развития многообразия форм его жизнедеятельности.
Специфика содержания дополнительного образования определяется его направленностью, отсутствием фиксированных сроков завершения и заключается в его многоуровневости.
Первый уровень – дополнительное образование осуществляется в наиболее доступных формах, обеспечивающих широкий охват детей и подростков, создает благоприятную почву для творческой деятельности ребенка ( кружки, любительские объединения, секции, студии).
На втором уровне происходит углубление и развитие познавательных и творческих мотивов до уровня устойчивого интереса. Коллективы второй ступени органично сочетают творческую и образовательную деятельность. Сотворчество педагога и ребенка создает условия для наиболее полной самореализации, для профессионального самоопределения подростка (студии, мастерские, ансамбли, кружки).
Третий уровень – работа с одаренными детьми, которая предполагает продвижение ребенка к вершинам мастерства и направлена на преобразование потребительного отношения к миру и к себе в активно-созидательное. Третий уровень характеризуется самостоятельным творчеством, формирующим потребность в творческом восприятии мира и осмыслении себя в этом мире. В зону этой деятельности включается работа научного общества учащихся, творческих мастерских, индивидуальная работа с одаренными детьми.
Такая логика построения дополнительного образования лежит в основе долгосрочных интегративных разноуровневых программ, реализация которых создает условия для удовлетворения образовательных потребностей как одаренных, так и проявляющих обычные способности детей. Предметно-практическая познавательная деятельность в системе дополнительного образования школы осуществляется по следующим направлениям:
· спортивно-оздоровительному;
· эстетическому;
· научно-техническому.
Спортивно-оздоровительное направление. Стратегическими
приоритетами данного направления являются:
· сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формирование у них потребности в физическом совершенствовании и здоровом образе жизни;
· оптимальное развитие каждого обучающегося и повышение его работоспособности;
· освоение основ технического и тактического мастерства по различным видам спорта;
· подготовка к выполнению нормативов по физической подготовке, соответствующих возрасту и программам.
Эстетическое направление. Приоритетом этого направления мы считаем удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей детей и подростков.
Цели направления:
- гармоническое развитие личности ребенка средствами эстетического образования;
- развитие его художественно-творческих умений;
- нравственное становление;
- развитие способностей к самостоятельному творчеству и мотивационной направленности в использовании свободного времени;
- приобщение обучающихся к истокам мировой культуры и многонациональной культуры России;
- воспитание Зрителя, Мастера, Художника.
Научно-техническое направление. Данное направление предполагает достижение следующих целей:
· развитие мотивации к познанию и творчеству на основе предоставления детям возможности приобретения знаний оптимальным для них способом;
· организация разработок технико-технологических проектов;
· формирование навыков современного организационно-экономического мышления, обеспечивающего социальную адаптацию в условиях рыночных отношений;
· ранняя ориентация на новейшие технологии и методы организации практической деятельности.
За последние годы в работе кружка технического творчества определились разнообразные формы, которые позволяют сотрудничать со станцией юных техников, ЦДТ, устанавливать партнерские отношения.
Детские объединения и коллективы школы.
Хореографический ансамбль «Дружба» - руководители Сукачева А.А., Скобелина И.Н. важнейшей задачей воспитательного процесса в своей программе определили: художественно-эстетическое и культурное развитие школьников разных возрастных групп, укрепление здоровья, воспитание культуры общения между собой, в паре, с окружающими. Эти задачи успешно решаются путем регулярных занятий, организацией танцевальных праздников, концертных программ в школе, на городских мероприятиях; участием в смотрах – конкурсах художественной самодеятельности в городе.
Театральная студия - руководитель Иванова Л.Г., кружок «Кукольный театр» - руководитель Сазонова Н.Г. Цель программы: развитие творческих возможностей на основе умений и навыков сценического искусства и общей культуры. Содержание программы предусматривает занятия по изучению психических процессов человека, основ культуры и искусства речи. Включение подростков в сотворчество и игру помогает познать себя и других, достичь гармонии и расцвета природных дарований, что мы и видим на театрализованных утренниках, школьных спектаклях.
Вокальные группы – руководители Борцова Г.Н., Калимбет Н.Л. Цель программы заключается в том, чтобы, обучая пению, развивать творческие способности, музыкальную грамотность и музыкальный вкус, общую и сценическую культуру. Результаты кропотливой работы радуют зрителей уже много лет на школьных и городских мероприятиях, смотрах художественной самодеятельности.
Студия изобразительного искусства – руководитель Сытина Л.Г. основной целью своих программ определила: раскрытие и развитие потенциальных способностей, заложенных в ребенке. Изобразительное искусство, пластика, художественное конструирование – наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. Работы с различными материалами в разных техниках расширяют круг и возможности ребенка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности. Детские работы становились победителями Всероссийских конкурсов; являются активными участниками городской выставки детского творчества.
Кружок «Умелые руки» – руководитель Гавришева Л.И.. Главную цель своей программы руководитель видит в формировании потребности самовыражения черед труд и развитие практических навыков работы. При комплектовании групп учитывается возраст детей и уже приобретенные навыки работы (шитье, бисероплетение, макраме и т.д.). Кружковцы осваивают правила раскроя, пошива и оформления объемных кукол, картин, игрушек-сувениров. Все работы учащихся ежегодно представляются на школьных выставках и вернисажах, Днях открытых дверей, городских конкурсах декоративно-прикладного искусства. Работы ребят, занимающихся в кружке, неоднократно становились победителями городских смотров детского творчества.
Кружок «Технического творчества» - руководитель Ляшенко М.В. Целью программы является обучение воспитанников с ориентацией на получение соответствующих специальностей в колледжах и ВУЗах города и страны. Ребята в процессе занятий получают навыки технико-технологического конструирования, самостоятельной научной деятельности, работы на токарных и фрезерных станках. Лучшие детские творческие проекты представляются на городской ежегодной выставке технического творчества молодежи. Работы ребят неоднократно становились победителями на городских выставках.
Спортивные секции:
- Кружок спортивных игр (волейбол, баскетбол, ОФП) руководители Шалыгин Д.В., Ильичева Н.В.
- спортивное ориентирование – руководитель Ильичева Н.В.
- Рукопашный бой – руководитель Суворов Д.А.
Главная цель в работе спортивных секций – это привитие навыков к повседневным занятиям физической культурой, дальнейшее совершенствование в избранных видах спорта, повышение уровня подготовки от этапа к этапу. Значимыми достижениями стали в 2005 – 2006 учебном году:
- городские соревнования по туристскому многоборью допризывной молодежи – 3 место (руководитель Суворов Д.А., Федоткин Д.И.) сентябрь
- первенство города по волейболу
девушки – 2 место (руководитель Ильичева Н.В.)
юноши – 2 место (руководитель Шалыгин Д.В.)
- городские соревнования «Веселые старты» - 2 место (руководитель Шалыгин Д.В., Федоткин Д.И.)
- городские соревнования по многоборью допризывной и призывной молодежи 1 место 9руководитель Суворов Д.А., Шалыгин Д.В.) май
Победителями в личном первенстве в городских соревнованиях стали:
- Павлуш Константин, ученик 11Б класс, 1 место в городском кроссе «Золотая осень» среди учащихся старшего возраста;
- Исингулов Вячеслав, ученик 8В класса, 1 место по подтягиванию на перекладине;
- Задорожнов Сергей, ученик 9А класса, 1 место по плаванию. 2 место за выполнение тройного прыжка;
- Лукьянов Константин, ученик 9А класса, 3 место по плаванию;
- Касухин Алексей, ученик 10 класса, 2 место в толкании ядра;
- Звегинцева Татьяна, ученица 9Б класса, 2 место в метании диска;
- Антонян Александр, ученик 10 класса, 3 место в метании копья
№ пп |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
1. |
Участие в празднике, посвященном «Дню Знаний» и «Последнему звонку» |
Ежегодно, сентябрь, май |
Руководители студий |
2. |
Участие в городских выставках декоративно-прикладного искусства |
Ежегодно, март-апрель |
Гавришева Л.И. Сытина Л.Г. |
3. |
Организация выставок в рамках «Дня открытых дверей» в школе |
Ежегодно, сентябрь, январь |
Гавришева Л.И. Сытина Л.Г. Голова Н.И. |
4. |
Участие в городском смотре художественной самодеятельности |
Ежегодно, апрель |
Голова Н.И. Руководители студий |
5. |
Разработка новой программы по изобразительному искусству |
2007-2008 |
Сытина Л.Г. |
6. |
Работа Музея школы |
Ежегодно |
Ермакова И.А. |
7. |
Организация традиционных школьных концертов для ветеранов ВОВ к 9 мая |
Ежегодно, май |
Руководители студий |
8. |
Организация традиционных концертов для ветеранов ВОВ. |
Ежегодно, февраль |
Руководители студий |
9. |
Участие в городских выставках и конкурсах по изобразительному искусству |
Ежегодно, согласно городскому плану мероприятий |
Сытина Л.Г. |
10. |
Участие в традиционной городской выставке детского технического творчества |
Ежегодно, март |
Ляшенко М.В. |
11. |
Участие в городских соревнованиях по легкой атлетике |
Ежегодно, согласно плану спортивных мероприятий |
Ильичева Н.В. |
12. |
Участие в городских соревнованиях по баскетболу, волейболу и мини-футболу |
Ежегодно, декабрь, апрель |
Шалыгин Д.В. Ильичева Н.В. |
|
|
|
|
13. |
Организация традиционных школьных концертов для родителей |
Ежегодно, май |
Руководители студий |
14. |
Участие в городских соревнованиях по спортивному ориентированию |
Ежегодно, согласно плану |
Ильичева Н.В. |
15. |
Общешкольный танцевально -музыкальный конкурс «Созвездие юных дарований» (по параллелям) |
Ежегодно, согласно плану |
Голова Н.И. |
16. |
Конкурс чтецов |
Ежегодно январь |
МО русского языка и литературы |
17. |
Проведение Дней здоровья, спортивных соревнований (по параллелям) - по пионерболу - по волейболу - по баскетболу - по футболу - «Веселые старты»
|
Ежегодно, согласно плану |
Шалыгин Д.В., Ильичева Н.В. |