ПРОГРАММА

РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОУ СОШ № 1  г. МИХАЙЛОВКИ

на 2006 –2011 гг.

               

          Введение.

          В современных условиях в школе дополнительное образование составляет разноуровневую и целевую образовательную систему, индивидуализирующую образовательный путь каждого ребенка в рамках единого социокультурного и образовательного пространства. Необходимость создания кружков дополнительного образования продиктована общими проблемами, задачами школы по воспитанию, личностному развитию детей, их самореализации и социальной адаптации.

         Опыт работы школьных кружков, студий, секций убеждает в том, что это одно из эффективных средств осуществления непрерывного образования детей, создания благоприятных условий для рационального использования ребенком своего свободного времени, качественного обновления, обогащения образовательной деятельности, формирования воспитательного пространства.

          Дополнительное образование в школе – это многоуровневая социокультурная и психолого-педагогическая система развивающих средств, формирующих творчески активную здоровую созидательную личность.

          Целью дополнительного образования в школе является  создание оптимальных условий для подрастающего поколения и удовлетворения каждым ребенком личных образовательных потребностей.

          В качестве приоритетов дополнительного образования в школе следует выделить следующее:

·          предоставление каждому ребенку исходя из его способностей, склонностей, ценностных ориентаций возможности реализовать себя в познавательной, творческой деятельности;

·          стимулирование творческой активности ребенка, развитие его способности к самостоятельному решению проблем и постоянному самообразованию;

·          активное усвоение содержания образования, прогнозирование возможностей его применения в различных ситуациях;

·          обогащение жизненного опыта ребенка, соотношение его с исторически сложившейся системой ценностей, самостоятельная оценка своего поведения;

·          преемственность содержания дополнительного образования с учетом эволюции личностного сознания ребенка и развития многообразия форм его жизнедеятельности.

 

          Специфика содержания дополнительного образования определяется его направленностью, отсутствием фиксированных сроков завершения и заключается в его многоуровневости.

          Первый уровень – дополнительное образование осуществляется в наиболее доступных формах, обеспечивающих широкий охват детей и подростков, создает благоприятную почву для творческой деятельности ребенка ( кружки, любительские объединения, секции, студии).

          На втором уровне происходит углубление и развитие познавательных и творческих мотивов до уровня устойчивого интереса. Коллективы второй ступени органично сочетают творческую и образовательную деятельность. Сотворчество педагога и ребенка создает условия для наиболее полной самореализации, для профессионального самоопределения подростка (студии, мастерские, ансамбли, кружки).

          Третий уровень – работа с одаренными детьми, которая предполагает продвижение ребенка к вершинам мастерства и направлена на преобразование потребительного отношения к миру и к себе в активно-созидательное. Третий уровень характеризуется самостоятельным творчеством, формирующим потребность в творческом восприятии мира и осмыслении себя в этом мире. В зону этой деятельности включается работа научного общества учащихся, творческих мастерских, индивидуальная работа с одаренными детьми.

          Такая логика построения дополнительного образования лежит в основе долгосрочных интегративных разноуровневых программ, реализация которых создает условия для удовлетворения образовательных потребностей как одаренных, так и проявляющих обычные способности детей. Предметно-практическая познавательная деятельность в системе дополнительного образования школы осуществляется по следующим направлениям:

·          спортивно-оздоровительному;

·          эстетическому;

·          научно-техническому.

Спортивно-оздоровительное направление. Стратегическими

приоритетами данного направления являются:

·          сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формирование у них потребности в физическом совершенствовании и здоровом образе жизни;

·          оптимальное развитие каждого обучающегося и повышение его работоспособности;

·          освоение основ технического и тактического мастерства по различным видам спорта;

·          подготовка к выполнению нормативов по физической подготовке, соответствующих возрасту и программам.

         Эстетическое направление. Приоритетом этого направления мы считаем удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей детей и подростков.

        Цели направления:

-         гармоническое развитие личности ребенка средствами эстетического образования;

-         развитие его художественно-творческих умений;

-         нравственное становление;

-         развитие способностей к самостоятельному творчеству и мотивационной направленности в использовании свободного времени;

-         приобщение обучающихся к истокам мировой культуры и многонациональной культуры России;

-         воспитание Зрителя, Мастера, Художника.

          Научно-техническое направление. Данное направление предполагает достижение следующих целей:

·          развитие мотивации к познанию и творчеству на основе предоставления детям возможности приобретения знаний оптимальным для них способом;

·          организация разработок технико-технологических проектов;

·          формирование навыков современного организационно-экономического мышления, обеспечивающего социальную адаптацию в условиях рыночных отношений;

·          ранняя ориентация на новейшие технологии и методы организации практической деятельности.

          За последние годы в работе кружка технического творчества определились разнообразные формы, которые позволяют сотрудничать со станцией юных техников, ЦДТ, устанавливать партнерские отношения.

 

Детские объединения и коллективы школы.

 

          Хореографический ансамбль «Дружба» - руководители Сукачева А.А., Скобелина И.Н. важнейшей задачей воспитательного процесса в своей программе определили: художественно-эстетическое и культурное развитие школьников разных возрастных групп, укрепление здоровья, воспитание культуры общения между собой, в паре, с окружающими. Эти задачи успешно решаются путем регулярных занятий, организацией танцевальных праздников, концертных программ в школе, на городских мероприятиях; участием в смотрах – конкурсах художественной самодеятельности в городе.

 

          Театральная студия  - руководитель Иванова Л.Г., кружок «Кукольный театр» - руководитель Сазонова Н.Г. Цель программы: развитие творческих возможностей на основе умений и навыков сценического искусства и общей культуры. Содержание программы предусматривает занятия по изучению психических процессов человека, основ культуры и искусства речи. Включение подростков в сотворчество и игру помогает познать себя и других, достичь гармонии и расцвета природных дарований, что мы и видим на театрализованных утренниках, школьных спектаклях.

 

        Вокальные группы – руководители Борцова Г.Н., Калимбет Н.Л. Цель программы заключается в том, чтобы, обучая пению, развивать творческие способности, музыкальную грамотность и музыкальный вкус, общую и сценическую культуру. Результаты кропотливой работы радуют зрителей уже много лет на школьных и городских мероприятиях, смотрах художественной самодеятельности.

 

          Студия изобразительного искусства – руководитель Сытина Л.Г. основной целью своих программ определила: раскрытие и развитие потенциальных способностей, заложенных в ребенке. Изобразительное искусство, пластика, художественное конструирование – наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. Работы с различными материалами в разных техниках расширяют круг и возможности ребенка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности. Детские работы становились победителями Всероссийских конкурсов; являются активными участниками городской выставки детского творчества.

          Кружок «Умелые руки» – руководитель Гавришева Л.И.. Главную цель своей программы руководитель видит в формировании потребности самовыражения черед труд и развитие практических навыков работы. При комплектовании групп учитывается возраст детей и уже приобретенные навыки работы (шитье, бисероплетение, макраме и т.д.). Кружковцы осваивают правила раскроя, пошива и оформления объемных кукол, картин, игрушек-сувениров. Все работы учащихся ежегодно представляются на школьных выставках и вернисажах, Днях открытых дверей, городских  конкурсах декоративно-прикладного искусства. Работы ребят, занимающихся в кружке, неоднократно становились победителями городских смотров детского творчества.

          Кружок «Технического творчества» - руководитель Ляшенко М.В. Целью программы является обучение воспитанников с ориентацией на получение соответствующих специальностей в колледжах и ВУЗах города и страны. Ребята в процессе занятий получают навыки технико-технологического конструирования, самостоятельной научной деятельности, работы на токарных и фрезерных станках. Лучшие детские творческие проекты представляются на городской ежегодной выставке технического творчества молодежи. Работы ребят неоднократно становились победителями на городских выставках.

Спортивные секции:

-         Кружок спортивных игр (волейбол, баскетбол, ОФП)   руководители Шалыгин Д.В., Ильичева Н.В.

-         спортивное ориентирование – руководитель Ильичева Н.В.

-         Рукопашный бой – руководитель Суворов Д.А.

 

          Главная цель в работе спортивных секций – это привитие навыков к повседневным занятиям физической культурой, дальнейшее совершенствование в избранных видах спорта, повышение уровня подготовки от этапа к этапу. Значимыми достижениями стали в 2005 – 2006 учебном году:

- городские соревнования по туристскому многоборью допризывной молодежи – 3 место (руководитель Суворов Д.А., Федоткин Д.И.) сентябрь

- первенство города по волейболу

девушки – 2 место (руководитель Ильичева Н.В.)

юноши – 2 место (руководитель Шалыгин Д.В.)

- городские соревнования «Веселые старты» - 2 место (руководитель Шалыгин Д.В., Федоткин Д.И.)

- городские соревнования по многоборью допризывной и призывной молодежи 1 место 9руководитель Суворов Д.А., Шалыгин Д.В.) май

Победителями в личном первенстве в городских соревнованиях стали:

- Павлуш Константин, ученик 11Б класс, 1 место в городском кроссе «Золотая осень» среди учащихся старшего возраста;

- Исингулов Вячеслав, ученик 8В класса, 1 место по подтягиванию на перекладине;

- Задорожнов Сергей, ученик 9А класса, 1 место по плаванию. 2 место за выполнение тройного прыжка;

 - Лукьянов Константин, ученик 9А класса, 3 место по плаванию;

- Касухин Алексей, ученик 10 класса, 2 место в толкании ядра;

- Звегинцева Татьяна, ученица 9Б класса, 2 место в метании диска;

- Антонян Александр, ученик 10 класса, 3 место в метании копья

 

 

№ пп

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.

Участие в празднике, посвященном «Дню Знаний» и «Последнему звонку»

Ежегодно, сентябрь, май

Руководители студий

2.

Участие в городских выставках декоративно-прикладного искусства

Ежегодно, март-апрель

Гавришева Л.И.

Сытина Л.Г.

3.

Организация выставок в рамках «Дня открытых дверей» в школе

Ежегодно, сентябрь, январь

Гавришева Л.И.

Сытина Л.Г.

Голова Н.И.

4.

Участие в городском смотре художественной самодеятельности

Ежегодно, апрель

Голова Н.И.

Руководители студий

5.

Разработка новой программы по изобразительному искусству

2007-2008

Сытина Л.Г.

6.

Работа Музея школы

Ежегодно

Ермакова И.А.

7.

Организация традиционных школьных концертов для ветеранов ВОВ к 9 мая

Ежегодно, май

Руководители студий

8.

Организация традиционных концертов для ветеранов ВОВ.

Ежегодно, февраль

Руководители студий

9.

Участие в городских выставках и конкурсах  по изобразительному искусству

Ежегодно, согласно городскому плану мероприятий

Сытина Л.Г.

10.

Участие в традиционной городской выставке детского технического творчества

Ежегодно, март

Ляшенко М.В.

11.

Участие в городских соревнованиях по легкой атлетике

Ежегодно, согласно плану спортивных мероприятий

Ильичева Н.В.

12.

Участие в городских соревнованиях по баскетболу, волейболу и мини-футболу

Ежегодно, декабрь, апрель

Шалыгин Д.В.

Ильичева Н.В.

 

 

 

 

13.

Организация традиционных школьных концертов для родителей

Ежегодно, май

Руководители студий

14.

Участие в городских соревнованиях по спортивному ориентированию

Ежегодно, согласно плану

Ильичева Н.В.

15.

Общешкольный танцевально -музыкальный конкурс «Созвездие юных дарований» (по параллелям)

Ежегодно, согласно плану

Голова Н.И.

16.

Конкурс чтецов

Ежегодно

январь

МО русского языка и литературы

17.

Проведение Дней здоровья, спортивных соревнований  (по параллелям)

- по пионерболу

- по волейболу

- по баскетболу

- по футболу

- «Веселые старты»

 

Ежегодно, согласно плану

Шалыгин Д.В.,

Ильичева Н.В.

 

Hosted by uCoz