ПРОГРАММА

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА МОУ СОШ №1 г. МИХАЙЛОВКИ

 

2006-2011 гг.

Цель:       содействие полноценному личностному и интеллектуальному развитию детей на каждом 

               возрастном этапе, формирование у учащихся способности к самовоспитанию и саморазвитию, обеспечение    

               индивидуального подхода к каждому ребенку на основе психолого-педагогического изучения детей.

Задачи: -  углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка на протяжении подросткового и юношеского      

              периода; выявление индивидуальных особенностей, определение причин нарушений в учении и развитии;

-   консультирование взрослых и детей по вопросам развития, обучения и воспитания, в том числе обсуждение      

          результатов диагностики;

-         воздействие на развитие личности и индивидуальности ребенка с целью позитивных изменений, оказание         

помощи педагогическим коллективам в индивидуализации воспитания и обучения детей;

              -   своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности;

          -   формирование у педагогов и детей потребности в психологических знаниях;

              -   обеспечение методической и нормативно-правовой базы для практической работы;

-         психологическое сопровождение семьи, возрождение традиций семейного воспитания

Наименование мероприятия

Форма работы, и инструментарий

Сроки и

частота  проведения

Предполагаемый результат

1.       Тестирование юношей допризывного возраста, проводимое

совместно с военкоматом (9-11 кл)

Групповая психодиагностика (Теппинг-тест, КОТ)

 Ежегодно

Оценка соответствия требованиям будущей военной специальности

2.       Изучение подростковой агрессивности (7,8,9 классы)

а) посещение уроков, изучение

естественного поведения;

б) изучение проявлений агрессивности;

в) отдельное исследование

группы учащихся с

показателями агрессивности

выше нормы;

г) обработка и систематизация полученных данных.

 

Наблюдение

 

 

Групповая психодиагностика

(12 животных Б-Д)

Индивидуальное

тестирование (тест

Розенцвейга, РНЖ)

 

 

2006,2006,2010

Изучение проявлений агрессивности в естественных условиях. Выявление доминирующего показателя агрессивности среди опрошенных. Исходя из полученных результатов, формулировка рекомендаций родителям и учителям. Формирование группы коррекции

3.       Психологическое

       сопровождение процесса  

       адаптации в 5 и 8 классах:

а) посещение уроков, изучение естественного поведения учащихся;

б) проведение

 диагностического минимума

 в параллелях;

 

 

в) определение групп-дезадаптантов, углубленная диагностика;

 

 

 

 г) обобщение результатов

 

 

 

Наблюдение

 

Групповая психодиагностика (тест тревожности Филлипса,

Изучение типа темперамента, социометрия, анкетирование)

 

Индивидуальное тестирование (незаконченные предложения, КРС, мотивация обучения, анкетирование)

 

 

Ежегодно

Выявление группы детей дезадаптантов, определение сферы дезадаптации и формирование коррекционных групп

 

 

Начало мониторинга по 5 классам. Оформление личного дела каждого пятиклассника. Обобщая результаты, посещение родительских собраний и предложением ведения факультативного курса. «Как подружиться со школой?»

 4. Изучение личностных

     особенностей учащихся 

     (6,7,9,10 классы):

     а) изучение свойств личности 

     учащихся;

 

 

б) углубленная диагностика  детей,  

   имеющих отклонения от нормы и 

   тех, на кого поступил запрос;

 

 

  в) обработка результатов,

     формулировка выводов.

 

 

 

Групповая диагностика (Изучение типа темперамента; Г. Айзенк, социометрические исследования; анкетирование)

Индивидуальное тестирование (Акцентуации характера по Шмишеку, изучение мотивации, тест тревожности Филлипса, незаконченные предложения, КРС)

2007,2009,2011

Составление характеристики личности учащихся с учетом статуса ребенка. Исходя из первичных результатов, проведение углубленной диагностики проблемных учащихся. Разработка путей коррекции личностных особенностей опрошенных для классных руководителей и родителей учащихся

5. Профдиагностика учащихся

    (7,9,11 классы):

    а) анкетирование «Скорая

    помощь в выборе

    профессии», анкета по

    профильному обучению;

б) профдиагностика

    учащихся 11 классов ;

 

 

 

   в) углубленное

    диагностирование по  запросу  

    учащихся 11 классов;

 

 

   г) анкета по профильному 

    обучению для родителей.

 

 

Групповая диагностика (проведение диагностической

анкеты)

 

Групповое тестирование (ДДО, тест «Вы-

бор профессии»

Я. Холланда, анкета «Твои интересы»

Индивидуальное

тестирование (изучение личностных особенностей (Айзенк, Кеттел, Леонгард), изучение мотивации)

Групповая диагностика

(диагностическая анкета)

Ежегодно

Выявление и анализ проблем учащихся, касающихся выбора профессии и профиля обучения. Сопоставление мнения детей и родителей по вопросу профильного обучения. Составление аналитической справки и определение путей коррекции. Анализируя несоответствие детей и родителей, индивидуальная работа с семьей

6. Продолжение лонгитюдных

    исследований (5,7,9,11 классы)

Групповая диагностика (методики «Слова» и «Когда я стану взрослым»)

2006, 2009

Сопоставление полученных результатов и на основе этого анализ личностного роста учащихся. Применение полученной информации в коррекционной и индивидуальной работе с детьми

7. Работа по запросу (6-10 классы)

-          изучение восприятия учителя учениками;

-          акцентуации характера;

-          диагностика творческого мышления;

-          изучение особенностей характера

Групповое и индивидуальное тестирование

Ежегодно

Установление более тесных связей с учителями и родителями. Снятие барьера в отношении профессии психолога.

 

8. Диагностика детско-

    родительских  отношений:

- изучение типа семейного воспитания;

- анкетирование

Методика Эйдмиллера, (индивидуально), анкетирование (групповое)

2006,2011

Реализация плана психологического сопровождения семьи. Определение главных проблем семьи.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ  КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

1.       Индивидуальное консультирование подростков и старшеклассников:

-       межличностные отношения;

-       неуверенность в себе;

-       особенности эмоционального восприятия окружающего;

-       взаимоотношения с родителями и учителями;

-       методы повышения социального статуса;

-       способы улучшения эффективности обучения;

-       развод родителей

Индивидуальные занятия (беседы, ролевые игры, письменные работы и элементы арт-терапии)

Ежегодно

Заинтересованность учащихся, установление тесных доверительных отношений с ними. Развитие у детей навыков самоанализа и умения взглянуть на свое поведение с другой стороны. Главная цель – психологическое здоровье личности консультируемых

2. Профконсультация:

    а) первичная (9,11 классы)

- «Я и моя будущая профессия»

- «Сто дорог»

 

б) углубленная

 

 

Групповая форма работы круглый стол

 и диспут

 

Индивидуальная работа по запросу (беседы, ролевые игры)

Ежегодно

Привлечение учащихся к проблеме профопределения. Выявление возможных причин отсутствия профессионального определения. Развитие у учащихся целеустремленности и адекватной самооценки. Расширение знаний учащихся о мире профессий.

3.    Консультирование родителей:

а) информирование о школьных проблемах ребенка:

-       результаты тестирования,

-       -ход коррекционной работы,

-       проблемы детей «группы риска»;

-       проблемы успеваемости;

-       взаимоотношения учителей с учениками

б) профконсультация;

 

в) работа по запросу:

-   стресс,

-       особенности межличностных контактов,

-       проблемы эмоционально-волевой сферы;

-       детская агрессивность;

-       влияние СМИ на личность ребенка

-       развитие познавательных процессов.

 

 

Индивидуальная работа (беседы, ролевые игры, письменные работы)

Ежегодно

Развитие у родителей навыков общения с детьми, умения понимать проблемы ребенка. В ходе консультативной работы очерчивать круг проблем учащихся и с помощью родителей определять доминантную. Совместный

 план коррекционной и развивающей работы. Единство целей психолога и семьи.

4.       Консультирование педагогов:

а) коммуникативные отношения  с учениками, родителями учащихся и коллегами

б) консультирование классных руководителей:

-       обсуждение результатов тестирования класса; разработка совместного плана коррекции;

-   выступление на МО классных руководителей на тему: «Акцентуации характера», «Методы сплочения классных коллективов».

в) консультирование молодых специалистов

г) сопровождение инновационной деятельности школы: консультирование преподавателей по вопросам реализации и разработки психологически адекватных программ и воздействий; выбор новых классов для участия в эксперименте

д) работа по запросу

Индивидуальные беседы, групповые занятия: лекции, ролевые игры

Ежегодно

Единство психологических и педагогических воздействий на личности ребенка.

Рекомендации предметникам и классным руководителям по работе с детьми, в том числе детьми-инвалидами и «детьми группы риска».

Определение образовательного  и коррекционного маршрута для учащихся, требующих особого внимания со стороны взрослых.

Определение более эффективных методов реализации принципов личностно-ориентированной педагогики.

Установление прочных связей педагогов школы и психолога.

С помощью общения с классными руководителями, расширение знаний об учащихся класса

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА

1. Коррекционная работа по снижению агрессивности:

а) развитие толерантности

 

б) развитие эмпатии и социального интеллекта

 

в) коррекционная работа с детьми «группы риска» по развитию общения и познавательных процессов

 

 

Групповая работа (тренинг толерантности)

Групповая работа (тренинг коммуникативных умений)

2006, 2008, 2010

Начало работы клуба «Согласие»

Составление рекомендаций по работе с агрессивными детьми для учителей и родителей.

Реализация коррекционных мероприятий через просоциальную деятельность

3.Работа с группами детей-  дезадаптантов, учащихся 5 и 8 классов

 

 

Групповая работа. Тренинг личностного роста «Как подру-

житься со школой» Сомовой Н.В.

Ежегодно

Повышение уровня адаптированности учащихся к новым условиям, развитие познавательных процессов, снижение уровня тревожности учащихся

4.Индивидуально коррекционная работа с детьми, имеющими отклонения в эмоционально-волевой сфере, сфере межличностных и семейных отношений

 

Индивидуальная работа, тренинговые упражнения, ролевые игры, эпистолярные методы коррекции

2007,2009,2011

Снижение конфликтов учащихся, расширение их интересов. Развитие познавательных процессов. Развитие навыков самоконтроля и самоанализа формулировки практических рекомендаций

5.Коррекционная работа с детьми-инвалидами и детьми с пониженным зрением по развитию навыков общения, коррекция застенчивости и чувства неполноценности

Индивидуальные занятия:

-групповая работа

- тренинги коммуникативных умений

Ежегодно

Развитие стрессоустойчивости, умения общаться. Формулировка практических рекомендаций

6. Коррекционная работа с детьми с суицидальным поведением

Индивидуальные беседы, эпистолярные методы, элементы арт- терапии

Ежегодно

Развитие адекватной самооценки и умение правильно оценивать обстоятельства. Развитие положительной «Я-концепции» и осознания собственной самооценки

7. Работа психолого-педагогического консилиума

Консилиум

4 раза в год

Определение образовательного маршрута для проблемных учащихся, выработка коллективного решения по поставленным вопросам, согласно плану.

8. Индивидуальная коррекционная работа (5-9 классы)

Индивидуальные беседы, психотехнические упражнения, элементы Арт-терапии, эпистолярные и библиографические методы

Ежегодно

Развитие личности учащихся, познавательных процессов особенностей эмоционально-волевой сферы. Определение образовательных маршрутов. Формулировка практических рекомендаций для учителей и родителей.

9. Коррекционная работа с учителями

Групповая (тренинг коммуникативных умений и толерантности)

Индивидуальные  тренинговые упражнения ролевые игры

Ежегодно

Снижение конфликтности, развитие благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе

10. Коррекционная работа с родителями.

Индивидуальные беседы, ролевые игры, библиографический метод

Ежегодно

Привлечение определенной категории родителей к участию в родительских университетах. Развитие у родителей социального интеллекта и навыков общения с детьми

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА

1.       Профилактика вредных привычек: табакокурения, алкоголизма и наркомании (6-11 классы):

-          «Все на борьбу с курением!»

-          «Алкоголь и мы»

-          «Мой друг – наркоман»

Индивидиальные беседы Групповые формы

 

Круглый стол

 

Диспут

Ежегодно

Воспитание у учащихся негативного отношения к вредным привычкам расширение знаний детей о возможных последствиях вредных привычек

2. Профилактика конфликтного поведения  учащихся. (группа учащихся 7-8 классов)

Групповые формы: тренинг. упражнения, ролевые игры

Индивид. беседы

Ежегодно

Снижение агрессивности и импульсивности у детей. Развитие навыков саморегуляции психических состояний

3. Профилактика суицида у подростков (группа учащихся 8-9 классов)

Индивид беседы, элементы арт-терапии

Групповые формы: диспут «Я выбираю жизнь!»

Ежегодно

Предупреждение суицидального поведения, развитие адекватного отношения к жизни и смерти, снятие напряжения кризисной ситуации

4. Профилактика дезадаптации учащихся седьмых классов

Групповые занятия: беседы, лекция на тему «Профилирование 7 классов»

Ежегодно

Развитие у учащихся адекватной самооценки, правильного отношения к существующим обстоятельствам. Формирование коммуникативных умений.

5. Профилактическая работа с детьми «группы риска» и детьми из неблагополучных семей по предупреждению правонарушений

( 5-9 классы)

Индивидуальные беседы

Ежегодно

Профилактика правонарушений, развитие самоконтроля и положительных качеств личности

6. Профилактика предэкзаменационных стрессов у учащихся  9-11 классов

Групповые занятия

Игра «Выбирайте билет»

Индивид беседы

Ежегодно

Снятие эмоционального напряжения ситуации сдачи экзаменов

7. Профилактика стрессов у детей-инвалидов, обучающихся в школе

Индивидуальные занятия

Психотехнические и развивающие упр.

Ежегодно

Развитие у учащихся навыков общения и саморегуляции психических состояний

8. Профилактика эмоционального выгорания учителей

Индивидуальные занятия

Тренинг упражнения

Ежегодно

Развитие социального интеллекта у учителей, формирование умения регулировать свое эмоц состояние

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

1.       Организация работы по просвещению школьников:

-          «Кто я? Как познать себя?»  (7-8 классы)

-          «В мире профессий»

-          работа по запросу

 

 

Групповые формы: лекции, беседы

             Индивидуально.

Ежегодно

Формирование у учащихся потребности в знаниях психологии, развитие интереса к науке психологии. Расширение представлений школьников о себе как о личности.

2.       Просвещение родителей:

-          ознакомление родителей с основными закономерностями развития ребенка;

-          участие в классных собраниях (Приложение №3)

-          участие родителей в родительских университетах

-          работа по запросу

 

Групповая форма

Посещение родительских собраний, лекторий

 

 

 

            Индивидуально

Ежегодно

Формирование у родителей потребности в психологических знаниях. Расширение представлений родителей об их детях как об индивидуальностях

3.       Работа по просвещению педагогов:

-          беседы с педагогами :

а) стресс и стрессоустойчивость,

б) развитие талантов у учащихся,

в) психология конфликта

-          лекции, беседы с кл.рук. 5 и 7,8  классов о проблемах адаптации

-          работа с молодыми специалистами

-          работа по запросу

 

 

Групповые занятия

Выступления на педсоветах, МО кл.рук

 

 

     Индивидуальные занятия

(беседы, библиограф метод)

Ежегодно

Расширение знаний педагогов о психологии детей. Формирование потребности в психологических знаниях. Развитие у учителей интереса к практическому применению полученных знаний.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

1. Изучение нормативно-правовой базы

-

Ежегодно

Оформление папки нормативно-правовых документов

2.       Обработка  тестов

-

Ежегодно

Оформление протоколов тестирования

3.       Подбор соответствующих диагностических методик, подготовка к тренингу :

А) подбор соответствующих упражнений из литературы;

Б) подготовка раздаточного материала;

В) написание конспектов занятий

-

Ежегодно

Составление банка методик для разных направлений деятельности. Разработка тренинговых занятий

4. Консультирование в ППЦ

-

Ежегодно

Накопление метод материала

5. Формирование групп коррекционно-развивающей  работы

-

Ежегодно

Составление графика работы

 групп коррекции

6.   Работа в библиотеке. Ознакомление с новинками псих литературы (книги из серии «Мастера психологии»,        периодическая  литература)

-

Ежегодно

Введение новых разработок в план деятельности

7.  Оформление документации, подготовка к выступлениям, написание планов и отчетов

-

Ежегодно

Систематизация полученных в результате документов. Обогащение методической копилки

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz