2006-2011 гг.
Цель: содействие полноценному личностному и интеллектуальному развитию детей на каждом
возрастном этапе, формирование у учащихся способности к самовоспитанию и саморазвитию, обеспечение
индивидуального подхода к каждому ребенку на основе психолого-педагогического изучения детей.
Задачи: - углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка на протяжении подросткового и юношеского
периода; выявление индивидуальных особенностей, определение причин нарушений в учении и развитии;
- консультирование взрослых и детей по вопросам развития, обучения и воспитания, в том числе обсуждение
результатов диагностики;
- воздействие на развитие личности и индивидуальности ребенка с целью позитивных изменений, оказание
помощи педагогическим коллективам в индивидуализации воспитания и обучения детей;
- своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности;
- формирование у педагогов и детей потребности в психологических знаниях;
- обеспечение методической и нормативно-правовой базы для практической работы;
- психологическое сопровождение семьи, возрождение традиций семейного воспитания
Наименование мероприятия |
Форма работы, и инструментарий |
Сроки и частота проведения |
Предполагаемый результат |
1. Тестирование юношей допризывного возраста, проводимое совместно с военкоматом (9-11 кл) |
Групповая психодиагностика (Теппинг-тест, КОТ) |
Ежегодно |
Оценка соответствия требованиям будущей военной специальности |
2. Изучение подростковой агрессивности (7,8,9 классы) а) посещение уроков, изучение естественного поведения; б) изучение проявлений агрессивности; в) отдельное исследование группы учащихся с показателями агрессивности выше нормы; г) обработка и систематизация полученных данных. |
Наблюдение
Групповая психодиагностика (12 животных Б-Д) Индивидуальное тестирование (тест Розенцвейга, РНЖ)
|
2006,2006,2010 |
Изучение проявлений агрессивности в естественных условиях. Выявление доминирующего показателя агрессивности среди опрошенных. Исходя из полученных результатов, формулировка рекомендаций родителям и учителям. Формирование группы коррекции |
3. Психологическое сопровождение процесса адаптации в 5 и 8 классах: а) посещение уроков, изучение естественного поведения учащихся; б) проведение диагностического минимума в параллелях;
в) определение групп-дезадаптантов, углубленная диагностика;
г) обобщение результатов |
Наблюдение
Групповая психодиагностика (тест тревожности Филлипса, Изучение типа темперамента, социометрия, анкетирование)
Индивидуальное тестирование (незаконченные предложения, КРС, мотивация обучения, анкетирование)
|
Ежегодно |
Выявление группы детей дезадаптантов, определение сферы дезадаптации и формирование коррекционных групп
Начало мониторинга по 5 классам. Оформление личного дела каждого пятиклассника. Обобщая результаты, посещение родительских собраний и предложением ведения факультативного курса. «Как подружиться со школой?» |
4. Изучение личностных особенностей учащихся (6,7,9,10 классы): а) изучение свойств личности учащихся;
б) углубленная диагностика детей, имеющих отклонения от нормы и тех, на кого поступил запрос;
в) обработка результатов, формулировка выводов. |
Групповая диагностика (Изучение типа темперамента; Г. Айзенк, социометрические исследования; анкетирование) Индивидуальное тестирование (Акцентуации характера по Шмишеку, изучение мотивации, тест тревожности Филлипса, незаконченные предложения, КРС) |
2007,2009,2011 |
Составление характеристики личности учащихся с учетом статуса ребенка. Исходя из первичных результатов, проведение углубленной диагностики проблемных учащихся. Разработка путей коррекции личностных особенностей опрошенных для классных руководителей и родителей учащихся |
5. Профдиагностика учащихся (7,9,11 классы): а) анкетирование «Скорая помощь в выборе профессии», анкета по профильному обучению; б) профдиагностика учащихся 11 классов ;
в) углубленное диагностирование по запросу учащихся 11 классов;
г) анкета по профильному обучению для родителей. |
Групповая диагностика (проведение диагностической анкеты)
Групповое тестирование (ДДО, тест «Вы- бор профессии» Я. Холланда, анкета «Твои интересы» Индивидуальное тестирование (изучение личностных особенностей (Айзенк, Кеттел, Леонгард), изучение мотивации) Групповая диагностика (диагностическая анкета) |
Ежегодно |
Выявление и анализ проблем учащихся, касающихся выбора профессии и профиля обучения. Сопоставление мнения детей и родителей по вопросу профильного обучения. Составление аналитической справки и определение путей коррекции. Анализируя несоответствие детей и родителей, индивидуальная работа с семьей |
6. Продолжение лонгитюдных исследований (5,7,9,11 классы) |
Групповая диагностика (методики «Слова» и «Когда я стану взрослым») |
2006, 2009 |
Сопоставление полученных результатов и на основе этого анализ личностного роста учащихся. Применение полученной информации в коррекционной и индивидуальной работе с детьми |
7. Работа по запросу (6-10 классы) - изучение восприятия учителя учениками; - акцентуации характера; - диагностика творческого мышления; - изучение особенностей характера |
Групповое и индивидуальное тестирование |
Ежегодно |
Установление более тесных связей с учителями и родителями. Снятие барьера в отношении профессии психолога.
|
8. Диагностика детско- родительских отношений: - изучение типа семейного воспитания; - анкетирование |
Методика Эйдмиллера, (индивидуально), анкетирование (групповое) |
2006,2011 |
Реализация плана психологического сопровождения семьи. Определение главных проблем семьи. |
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ |
|||
1. Индивидуальное консультирование подростков и старшеклассников: - межличностные отношения; - неуверенность в себе; - особенности эмоционального восприятия окружающего; - взаимоотношения с родителями и учителями; - методы повышения социального статуса; - способы улучшения эффективности обучения; - развод родителей |
Индивидуальные занятия (беседы, ролевые игры, письменные работы и элементы арт-терапии) |
Ежегодно |
Заинтересованность учащихся, установление тесных доверительных отношений с ними. Развитие у детей навыков самоанализа и умения взглянуть на свое поведение с другой стороны. Главная цель – психологическое здоровье личности консультируемых |
2. Профконсультация: а) первичная (9,11 классы) - «Я и моя будущая профессия» - «Сто дорог»
б) углубленная
|
Групповая форма работы круглый стол и диспут
Индивидуальная работа по запросу (беседы, ролевые игры) |
Ежегодно |
Привлечение учащихся к проблеме профопределения. Выявление возможных причин отсутствия профессионального определения. Развитие у учащихся целеустремленности и адекватной самооценки. Расширение знаний учащихся о мире профессий. |
3. Консультирование родителей: а) информирование о школьных проблемах ребенка: - результаты тестирования, - -ход коррекционной работы, - проблемы детей «группы риска»; - проблемы успеваемости; - взаимоотношения учителей с учениками б) профконсультация;
в) работа по запросу: - стресс, - особенности межличностных контактов, - проблемы эмоционально-волевой сферы; - детская агрессивность; - влияние СМИ на личность ребенка - развитие познавательных процессов.
|
Индивидуальная работа (беседы, ролевые игры, письменные работы) |
Ежегодно |
Развитие у родителей навыков общения с детьми, умения понимать проблемы ребенка. В ходе консультативной работы очерчивать круг проблем учащихся и с помощью родителей определять доминантную. Совместный план коррекционной и развивающей работы. Единство целей психолога и семьи. |
4. Консультирование педагогов: а) коммуникативные отношения с учениками, родителями учащихся и коллегами б) консультирование классных руководителей: - обсуждение результатов тестирования класса; разработка совместного плана коррекции; - выступление на МО классных руководителей на тему: «Акцентуации характера», «Методы сплочения классных коллективов». в) консультирование молодых специалистов г) сопровождение инновационной деятельности школы: консультирование преподавателей по вопросам реализации и разработки психологически адекватных программ и воздействий; выбор новых классов для участия в эксперименте д) работа по запросу |
Индивидуальные беседы, групповые занятия: лекции, ролевые игры |
Ежегодно |
Единство психологических и педагогических воздействий на личности ребенка. Рекомендации предметникам и классным руководителям по работе с детьми, в том числе детьми-инвалидами и «детьми группы риска». Определение образовательного и коррекционного маршрута для учащихся, требующих особого внимания со стороны взрослых. Определение более эффективных методов реализации принципов личностно-ориентированной педагогики. Установление прочных связей педагогов школы и психолога. С помощью общения с классными руководителями, расширение знаний об учащихся класса |
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА |
|||
1. Коррекционная работа по снижению агрессивности: а) развитие толерантности
б) развитие эмпатии и социального интеллекта
в) коррекционная работа с детьми «группы риска» по развитию общения и познавательных процессов |
Групповая работа (тренинг толерантности) Групповая работа (тренинг коммуникативных умений) |
2006, 2008, 2010 |
Начало работы клуба «Согласие» Составление рекомендаций по работе с агрессивными детьми для учителей и родителей. Реализация коррекционных мероприятий через просоциальную деятельность |
3.Работа с группами детей- дезадаптантов, учащихся 5 и 8 классов
|
Групповая работа. Тренинг личностного роста «Как подру- житься со школой» Сомовой Н.В. |
Ежегодно |
Повышение уровня адаптированности учащихся к новым условиям, развитие познавательных процессов, снижение уровня тревожности учащихся |
4.Индивидуально коррекционная работа с детьми, имеющими отклонения в эмоционально-волевой сфере, сфере межличностных и семейных отношений
|
Индивидуальная работа, тренинговые упражнения, ролевые игры, эпистолярные методы коррекции |
2007,2009,2011 |
Снижение конфликтов учащихся, расширение их интересов. Развитие познавательных процессов. Развитие навыков самоконтроля и самоанализа формулировки практических рекомендаций |
5.Коррекционная работа с детьми-инвалидами и детьми с пониженным зрением по развитию навыков общения, коррекция застенчивости и чувства неполноценности |
Индивидуальные занятия: -групповая работа - тренинги коммуникативных умений |
Ежегодно |
Развитие стрессоустойчивости, умения общаться. Формулировка практических рекомендаций |
6. Коррекционная работа с детьми с суицидальным поведением |
Индивидуальные беседы, эпистолярные методы, элементы арт- терапии |
Ежегодно |
Развитие адекватной самооценки и умение правильно оценивать обстоятельства. Развитие положительной «Я-концепции» и осознания собственной самооценки |
7. Работа психолого-педагогического консилиума |
Консилиум |
4 раза в год |
Определение образовательного маршрута для проблемных учащихся, выработка коллективного решения по поставленным вопросам, согласно плану. |
8. Индивидуальная коррекционная работа (5-9 классы) |
Индивидуальные беседы, психотехнические упражнения, элементы Арт-терапии, эпистолярные и библиографические методы |
Ежегодно |
Развитие личности учащихся, познавательных процессов особенностей эмоционально-волевой сферы. Определение образовательных маршрутов. Формулировка практических рекомендаций для учителей и родителей. |
9. Коррекционная работа с учителями |
Групповая (тренинг коммуникативных умений и толерантности) Индивидуальные тренинговые упражнения ролевые игры |
Ежегодно |
Снижение конфликтности, развитие благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе |
10. Коррекционная работа с родителями. |
Индивидуальные беседы, ролевые игры, библиографический метод |
Ежегодно |
Привлечение определенной категории родителей к участию в родительских университетах. Развитие у родителей социального интеллекта и навыков общения с детьми |
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА |
|||
1. Профилактика вредных привычек: табакокурения, алкоголизма и наркомании (6-11 классы): - «Все на борьбу с курением!» - «Алкоголь и мы» - «Мой друг – наркоман» |
Индивидиальные беседы Групповые формы
Круглый стол
Диспут |
Ежегодно |
Воспитание у учащихся негативного отношения к вредным привычкам расширение знаний детей о возможных последствиях вредных привычек |
2. Профилактика конфликтного поведения учащихся. (группа учащихся 7-8 классов) |
Групповые формы: тренинг. упражнения, ролевые игры Индивид. беседы |
Ежегодно |
Снижение агрессивности и импульсивности у детей. Развитие навыков саморегуляции психических состояний |
3. Профилактика суицида у подростков (группа учащихся 8-9 классов) |
Индивид беседы, элементы арт-терапии Групповые формы: диспут «Я выбираю жизнь!» |
Ежегодно |
Предупреждение суицидального поведения, развитие адекватного отношения к жизни и смерти, снятие напряжения кризисной ситуации |
4. Профилактика дезадаптации учащихся седьмых классов |
Групповые занятия: беседы, лекция на тему «Профилирование 7 классов» |
Ежегодно |
Развитие у учащихся адекватной самооценки, правильного отношения к существующим обстоятельствам. Формирование коммуникативных умений. |
5. Профилактическая работа с детьми «группы риска» и детьми из неблагополучных семей по предупреждению правонарушений ( 5-9 классы) |
Индивидуальные беседы |
Ежегодно |
Профилактика правонарушений, развитие самоконтроля и положительных качеств личности |
6. Профилактика предэкзаменационных стрессов у учащихся 9-11 классов |
Групповые занятия Игра «Выбирайте билет» Индивид беседы |
Ежегодно |
Снятие эмоционального напряжения ситуации сдачи экзаменов |
7. Профилактика стрессов у детей-инвалидов, обучающихся в школе |
Индивидуальные занятия Психотехнические и развивающие упр. |
Ежегодно |
Развитие у учащихся навыков общения и саморегуляции психических состояний |
8. Профилактика эмоционального выгорания учителей |
Индивидуальные занятия Тренинг упражнения |
Ежегодно |
Развитие социального интеллекта у учителей, формирование умения регулировать свое эмоц состояние |
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ |
|||
1. Организация работы по просвещению школьников: - «Кто я? Как познать себя?» (7-8 классы) - «В мире профессий» - работа по запросу |
Групповые формы: лекции, беседы Индивидуально. |
Ежегодно |
Формирование у учащихся потребности в знаниях психологии, развитие интереса к науке психологии. Расширение представлений школьников о себе как о личности. |
2. Просвещение родителей: - ознакомление родителей с основными закономерностями развития ребенка; - участие в классных собраниях (Приложение №3) - участие родителей в родительских университетах - работа по запросу |
Групповая форма Посещение родительских собраний, лекторий
Индивидуально |
Ежегодно |
Формирование у родителей потребности в психологических знаниях. Расширение представлений родителей об их детях как об индивидуальностях |
3. Работа по просвещению педагогов: - беседы с педагогами : а) стресс и стрессоустойчивость, б) развитие талантов у учащихся, в) психология конфликта - лекции, беседы с кл.рук. 5 и 7,8 классов о проблемах адаптации - работа с молодыми специалистами - работа по запросу |
Групповые занятия Выступления на педсоветах, МО кл.рук
Индивидуальные занятия (беседы, библиограф метод) |
Ежегодно |
Расширение знаний педагогов о психологии детей. Формирование потребности в психологических знаниях. Развитие у учителей интереса к практическому применению полученных знаний. |
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА |
|||
1. Изучение нормативно-правовой базы |
- |
Ежегодно |
Оформление папки нормативно-правовых документов |
2. Обработка тестов |
- |
Ежегодно |
Оформление протоколов тестирования |
3. Подбор соответствующих диагностических методик, подготовка к тренингу : А) подбор соответствующих упражнений из литературы; Б) подготовка раздаточного материала; В) написание конспектов занятий |
- |
Ежегодно |
Составление банка методик для разных направлений деятельности. Разработка тренинговых занятий |
4. Консультирование в ППЦ |
- |
Ежегодно |
Накопление метод материала |
5. Формирование групп коррекционно-развивающей работы |
- |
Ежегодно |
Составление графика работы групп коррекции |
6. Работа в библиотеке. Ознакомление с новинками псих литературы (книги из серии «Мастера психологии», периодическая литература) |
- |
Ежегодно |
Введение новых разработок в план деятельности |
7. Оформление документации, подготовка к выступлениям, написание планов и отчетов |
- |
Ежегодно |
Систематизация полученных в результате документов. Обогащение методической копилки |