Программа

«Здоровые дети»

МОУ СОШ № 1 г. Михайловки

(2006-2011 гг.)

 

Сроки реализации Программы:

               2006-2011гг.

 

Основание для разработки Программы:

               Закон «Об образовании» Российской Федерации и Волгоградской области

 

Заказчик Программы:

               Родители, учащиеся, педагогический коллектив.

 

Цель Программы:

·        Установление гармонической связи между обучением и здоровьем учащихся.

·        Формирование здорового человека, способного предельно долго и счастливо жить в обществе.

·        Создание условий для формирования здорового психически, физически развитого, социально-адаптированного человека.

·        Формирование физически культурной личности.

 

Задачи Программы:

1.      Работа по комплексной оценке состояния здоровья учащихся на основании диспансерного и компьютерного обследования.

2.      Проведение ежегодной профилактической вакцинации.

3.      Внедрение валеологических технологий в процесс обучения.

4.      Проведение мероприятий по профилактике и коррекции нарушения зрения, опорно-двигательной системы.

5.      Повышение квалификации учителей в вопросах здоровьесберегающих технологий.

6.      Устранение недостатков, связанных с ухудшением здоровья детей.

7.      Создание условий для полного самовыражения и реализации творческого потенциала.

8.      Пропагандировать здоровый образ жизни.

9.      Развивать положительную самооценку у детей.

10. Улучшить качество воспитания и формирования у детей антиалкогольных, антинаркотических установок.

11. Воспитывать экологическую культуру человека.

12. Улучшить качество образования за счет повышения уровня здоровья и изменения ценностной ориентации учащихся.

13. Воспитывать экологическую культуру человека.

14. Формировать потребность в здоровье как высшей ценности человека.

 

Исполнители основных мероприятий Программы:

            Валеологическая служба школы (заместитель директора по УВР Дудинова Ю.И., заместитель директора по восп. работе Голова Н.И. врач, медсестра, учителя физической культуры, педагог-психолог)

 

Источники финансирования Программы:

            Без финансирования

                

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:

           Реализация программы позволит нормализовать и предотвратить развитие начальных форм патологических изменений у учащихся, повысить сопротивляемость организма к различным заболеваниям, устранить ряд учебных факторов риска, поднять уровень работоспособности школьников и, тем самым, повысить продуктивность их обучения.

 

Система организации контроля за исполнением Программы:

 

            Заслушивание текущих вопросов и результатов Программы на педсоветах, совещаниях при директоре, методических объединениях, научно-практических конференциях школы и города.

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Единственная красота,

которую я знаю, - это здоровье.

( Г. Гейне)

 

                   В последнее время немаловажное значение российским обществом придается наравне с духовно-нравственным и физическому развитию подрастающего поколений, что отражено во многих официальных документах, и в том числе в Законах «Об образовании» Российской Федерации и Волгоградской области.

                  Перед образовательными учреждениями сегодня стоят задачи формирования гармонично развитой личности, которая не только усваивала бы навыки умственного труда, овладевала нужными знаниями в условиях значительных информационных нагрузок, но и развивалась здоровой духовно, физически и психологически. Последнее особенно важно, так как нет у человека большей ценности, чем здоровье.

                  Главной целью образования всегда считалось развитие умственных, интеллектуальных задатков ребенка. Стремительный темп научно-технической революции неизбежно приводит к возрастанию учебных нагрузок, что отнюдь не способствует улучшению здоровья учащихся.

                  Статистика показывает, что многие выпускники школ, помимо аттестата, за годы учебы приобретают целый «букет» хронических заболеваний. За последние годы (конец XX  -  начало XXI вв.) наблюдается тенденция роста числа детей с функциональными отклонениями в состоянии здоровья. 20 % школьников уже имеют хронические заболевания, а половина детей, поступающих в первый класс, - различные отклонения и низкий уровень физической подготовленности. При выпуске из школы только 20 % юношей и девушек могут быть признаны абсолютно здоровыми. В том числе школьников – более 60 % с нарушением осанки, а среди выпускников школ – половина с ослабленным зрением, до 40 % - с отклонениями в сердечно-сосудистой системе, до 30 % - с нервно-психическими расстройствами.  Среди школьников города, по данным углубленных медицинских осмотров, 33 % учащимися страдают нарушениями осанки, сколиозом. Понижение остроты зрения отмечается у 31 % учащихся школ с повышенной интеллектуальной нагрузкой.

                   Причинами возникновения негативной ситуации в области здоровьесбережения и здоровьеукрепления детей, подростков, юношей и девушек являются следующие:

·        несовершенство нормативно-правовой базы образования;

·        ущемление конституционных прав граждан в области образования;

·        ограниченность экономической базы образования;

·        отсутствие должного внимания к здоровью учащихся;

·        развал государственной политики в области образования;

·        недостаточная психологическая готовность детей к обучению в школе;

·        неправильно организованный режим дня для воспитанников, в особенности одаренных детей;

·        отсутствие внимания к детям с ослабленным здоровьем и детям-инвалидам;

·        неудовлетворительная организация питания школьников.

 

                   Для укрепления качества здоровья подрастающего поколения в МОУ СОШ № 1 г. Михайловки разработана система содействия по сохранению и укреплению здоровья детей и представлена следующей схемой:

 

 

 

ДИРЕКТОР МОУ СОШ № 1

 

 

СЛУЖБЫ  СОПРОВОЖДЕНИЯ

 

 

 

ПЕДАГОГИ-ЧЕСКОЕ

 

 

МЕДИЦИНСКОЕ

 

СОЦИАЛЬНОЕ

 

ПСИХОЛОГИ-ЧЕСКОЕ

 

СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИ-ТЕЛЬНОЕ

 

 

 

ЗАВУЧИ, РУКОВОДИТЕ-ЛИ МО

 

фельдшер

 

СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ

 

ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ

 

КОЛЛЕКТИВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

 

 

                 Реализация данной Программы направлена на ликвидацию недостатков, связанных с глобальным ухудшением здоровья детей, подростков, юношей и девушек, которые обусловлены причинами, скрытыми прежде всего в системе образования, его идеологии и методологии, в психолого-педагогических аспектах, в содержании образования, технологиях обучения, дидактике. Для реализации этой цели необходимо решение комплекса задач, важнейшими из которых являются следующие: разработка многоуровневых разнопрофильных технологий и методик, блока информационных данных по проблемам образования и здоровья; разработка и внедрение психологических, педагогических, валеологических и медицинских методов коррекции здоровья; пропаганда здорового образа жизни среди воспитанников и их родителей; популяция преимуществ здорового образа жизни, расширение кругозора школьников в области физической культуры, спорта, краеведения и туризма; увеличение количества  внеурочных взросло-детских объединений спортивной направленности, привлечение учащихся к занятиям в таких объединениях как в школе, так и вне ее; повышение уровня профессионального мастерства учителей физической культуры и работников дополнительного образования в овладении здоровьесберегающими технологиями; использование традиционных и поиск новых форм работы с родителями с целью вовлечения их в процесс решения поставленных задач; диагностика состояния и качества здоровья детей всех возрастных групп от рождения до окончания школы; создание подходов и отбор методов для комплексной оценки социально-педагогической эффективности программы; разработка и реализация индивидуальных и коллективных программ оздоровления обучающихся, исходя из особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей; разработка организационно-педагогических рекомендаций по оптимизации образовательного процесса, с целью устранения перегрузок учащихся и т.д.

                  Программа включает следующие разделы: кадровое обеспечение выполнения Программы; учебно-материальная база реализации Программы; экспериментальная работа; информационно-аналитическая работа, обновление содержания образования; управление реализацией Программы, профилактическая работа.

 

 

Содержание работы

Сроки

Исполнители

1.     Кадровое обеспечение выполнения программы.

1.1.       Переподготовка педагогических кадров по проблеме;

 

1.2.       Система семинаров-практикумов для учителей, педагогов-психологов, социальных педагогов.

 

 

1.3.       Повышение квалификации учителей в вопросах валеологии.

2006 - 2011гг.

 

 

 

В течение всего периода

 

 

 

2006– 2008гг.

Городской отдел по образованию

2.     Учебно-материальная база реализации программы.

2.1.                    Пополнение фондов библиотек; учебных кабинетов соответствующей литературой, наглядностью, инвентарем.

 

2.2.                    Обеспечение школы учебно-методической литературой для введения спецкурсов.

 

2.3.                    Подбор учителями-экспериментато-рами научно-методической литературы по тематике «Здоровый образ жизни».

 

 

2.4.                    Открыть теннисный зал.

 

 

2.5.                    Открыть кабинет психологической разгрузки.

 

2.6.                    Работа тренажерн

 

2.7.                    Доукомплектовать необходимым оборудованием медицинский кабинет.

 

 

 

2006– 2010 гг.

 

 

 

 

2006-2011 гг.

 

 

 

В течение всего периода

 

 

2006 г.

 

 

 

2006 г.

 

2006-2011г.г. 

 

 

2006-2011г.г.

 

 

 директор школы

 

 

 

 

директор школы

 

валеологиче-ская служба

 

 

Шалыгин Д.В.

 

 

 

Кулябкина А.В.

Шалыгин Д.В.

 

 

Медработник

 

3.     Экспериментальная работа.

3.1.                    Экспериментальная работа:

« Здоровьесберегающие технологии в использовании новых УМК в начальных классах»

 

3.2.                    Организация медико-психолого-педагогического сопровождения развивающихся программ;

·        Одаренные дети;

·        дети-инвалиды.

3.3.                    Обобщение опыта экспериментальной работы по внедрению здоровьесберегающих технологий.

3.4.                    Апробирование спецкурса для родителей «Педагогика здоровья для родителей».

3.5.                    Проведение мониторингов результативности реализации программы по изучению здоровья детей и искоренению вредных привычек.

 

В течение всего периода

 

 

 

 

Постоянно

 

 

 

 

2008  г.

 

 

2007 – 2008 г

 

 

Ежегодно 

 

Сазонова Н.Г.

 

 

 

 

 

Кулябкина А.В.

 

 

 

Сазонова Н.Г,

 

 

Голова Н.И.

 

 

Кулябкина А.В.

Тютюнщикова Т.А.

4.     Информационно-аналитическая работа. Обновление содержания образования.

4.1.                    Внедрение здоровьесберегающих технологий в практику преподавания «Физической культуры», курса «ОБЖ».

4.2.                    Интеграция во всех учебных предметах и воспитательных программах вопросов профилактики заболеваний; формирования основ здорового образа жизни.

4.3.                    Педагогические чтения «Социально-медико-педагогическое содействие здоровью детей».

 

 

4.4.                    Принимать участие в конкурсах, олимпиадах, эстафетах:

·        «Одолевшие судьбу» (дети-инвалиды);

·        предметные олимпиады по физической культуре и спорту, курсу «ОБЖ»;

·        легкоатлетические эстафеты;

·        Дни здоровья;

·        Соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья».

4.5.                    Отработка механизма формирования у одаренных детей ценностного отношения к своему здоровью (персонализация режима обучения).

 

4.6.                    Организация серии лекций и бесед.

 

 

4.7.                    Регулярное оформление медицинского стенда «Будь здоров».

 

 

Постоянно

 

 

Постоянно

 

 

 

 

2008год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В течение всего периода

 

 

 

 

 

2006год

 

В течение всего периода

 

 

Постоянно

 

 

 

Учителя физкультуры

Преп. ОБЖ

Учителя-предметники

 

 

 

психологиче-ский центр, педагог-психолог

 

 

 

 

 

 

Учителя физкультуры

преп. ОБЖ

 

 

 

 

 

 

Кулябкина А.В.

Врачи-специалисты

 

 

Медсестра

5.     Управление реализацией программы. Профилактическая работа.

5.1.                    Введение оздоровительных мероприятий в режим работы школы:

·        Обязательная ежедневная физическая зарядка перед началом учебного дня;

·        Подвижные перемены;

·        Физкультминутки и физические разрядки на уроках;

·        Аэронизация и фитотерапия.

5.2.                    Пропагандировать публикации в средствах массовой информации рекомендации для детей, родителей; брошюры по теме «Образование и здоровье».

5.3.                    Профилактика вредных привычек (табакокурения, наркомания, алкоголизм) средствами культурно-просветительных мероприятий.

5.4.                    Осуществлять работу по комплексной оценке состояния здоровья учащихся и сотрудников школы на основании диспансерного и компьютерного обследования.

5.5.                    Контролирование санитарно-гигиенических норм классов.

5.6.                    Проведение сравнительной оценки здоровья учащихся по результатам показателей  составления карт здоровья класса.

 

5.7.                    Проведение профилактической вакцинации согласно приказа.

5.8.                    Проверка патологии зрения.

5.9.                    Применение немедикаментозных методов: закаливания, массажа, аэрофитотерапии и т.д.

5.10.               Организация для сотрудников школы группы здоровья.

5.11.               Изучение индивидуальных и личностных психофизиологических особенностей учащихся с целью дифференциации учебно-воспитательного процесса.

5.12.               Продолжение внедрения здоровьесберегающих технологий в процесс обучения (для снятия мышечного утомления, проведение на каждом уроке физкультпауз и гимнастики для глаз).

5.13.               Проведение тематических классных часов по проблемам здорового образа жизни.

5.14.               Продолжение работы спортивных секций и танцевальной студии.

5.15.               Продолжить работу

·        Спортивных секций

·        Спортивных состязаний

·        Праздников

·        Конкурсов

·        Показательных выступлений с целью пропаганды ЗОЖ

5.16.               Составление расписания уроков, предусматривающее чередование предметов с высоким баллом по шкале трудности с предметами, которые позволяют частичную релаксацию учащихся.

 

5.17.               Составление расписания второй половины дня, предусматривающее чередование занятий и отдыха.

 

5.18.               Мониторинг физического здоровья учащихся по итогам медосмотра.

 

5.19.                

 

5.20.               Анализ состояния психологического здоровья вновь поступивших учащихся

 

 

Постоянно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Постоянно

 

 

 

 

Ежегодно

 

 

 

В течение всего периода

 

В течение всего периода

 

Ежегодно

 

 

 

В течение всего периода

 

Ноябрь, апрель

 

В течение всего периода

Сентябрь-октябрь

 

 

 

В течение всего периода

 

 

 

В течение всего периода

 

В течение всего периода

В течение всего периода

 

 

 

 

 

В течение всего периода по плану школы

 

 

Начало года

 

 

 

 

Ежегодно 

 

 

 

Два раза в год

 

 

 

Учителя физкультуры, медработники

 

 

Учителя н/классов

 

 

 

Голова Н.И.

Классные руководители

 

 

Голова Н.И.

 

 

 

Врачи-специалисты

 

Голова Н.И.

 

 

Классные руководители

 

 

Фельдшер школы

 

валеологиче-ская служба

 

Голова Н.И.

 

Кл.уководите-ли

 

 

 

валеологиче -ская служба

 

 

 

Классные руководители

 

Руководители сп. секций

Голова Н.И.

 

 

 

 

 

 

Андреянова Л.В.    

 

 

 

 

Голова Н.И.

 

 

 

 

Медицинское сопровождение

 

 

Психолог

 

 

Hosted by uCoz