Особенности
развития памяти
младших школьников
МОУ СОШ №1 г. Михайловки
Исследование провела
педагог-психолог
Кабанова Ирина Александровна
Введение
Самый чувствительный период для развития интеллектуальных способностей детей – возраст от 3 до 9 лет. К концу подросткового периода (к 15 годам) завершается развитие интеллектуальных способностей человека. Для успешного обучения в среднем звене, для понимания и усвоения учебного материала важно с ребенком в младшем школьном возрасте проводить занятия, направленные на развитие памяти, мышления, восприятия, внимания.
У некоторых учащихся наблюдаются недостатки памяти, причем они касаются всех видов запоминания, а также неумение организовать процесс запоминания, неумение разбить материал для запоминания на разделы или подгруппы, выделять опорные пункты для усвоения, пользоваться логическими схемами.
Роль памяти в развитии личности трудно переоценить. С ее помощью человек усваивает знания об окружающем мире и о самом себе, овладевает нормами поведения, приобретает различные умения и навыки. Поэтому ведущее значение для данного возраста приобретает развитие долговременной памяти, что является актуальной задачей.
Цель работы: изучить особенности развития памяти младших школьников.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме.
2. Отобрать методики, позволяющие адекватно выявить развитие памяти у младших школьников.
3. Провести диагностическое обследование памяти младших школьников.
4. Выявить особенности долговременной памяти младших школьников.
Предметом исследования: являются особенности развития долговременной памяти детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: долговременная память младших школьников.
База исследования: исследование проводилось в МОУ СОШ №1 г.Михайловки в третьем классе.
Особенности долговременной памяти у детей младшего школьного возраста.
Память - это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение человеком своего опыта.
Что значит хорошая память учащегося? Это такая память, которая обеспечивает " скорость запоминания, длительность хранения и легкость воспроизведения заучиваемого материала".
Для формирования этих качеств памяти следует опираться на естественные законы непроизвольного запоминания. Основной закон заключается в том, что легче всего запоминается яркий материал и тот, что постоянно входит в поле деятельности. Со временем память становится управляемой, произвольной.
По своей природе память разнообразна:
– произвольная и непроизвольная;
– образная,
– словесно-логическая,
– кратковременная, долговременная,
– оперативная и смысловая.
Если память хорошо развита, то мыслительные процессы протекают правильнее и быстрее.
Особенностью долговременной памяти является то, что она практически неограниченна по объему и длительности хранения в ней информации. Долговременная память способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока, при этом существует (но не всегда) возможность ее многократного воспроизведения. На практике функционирование долговременной памяти обычно связано с мышлением и волевыми усилиями.
Совершенствование памяти в младшем школьном возрасте обусловлено в первую очередь приобретением в ходе учебной деятельности различных способов и стратегий запоминания, связанных с организацией и обработкой запоминаемого материала. Однако без специальной работы, направленной на формирование таких способов, они складываются стихийно и нередко оказываются непродуктивными.
Работая над развитием памяти, проводя специальные игры и упражнения, мониторинги и диагностики, возможно, реально повысить успеваемость у учащихся и их учебную мотивацию.
Работа в этом направлении позволила выяснить причины низкой успеваемости и плохого запоминания:
а) ослабленное здоровье учащихся;
б) низкая мотивация учебной деятельности, недостаток речевого
развития;
в) недостаточное развитие памяти, низкий ее объем и точность.
Опытно-экспериментальная работа по изучению педагогических условий развития долговременной памяти младших школьников.
Для выявления памяти мною выбрана методика заучивания десяти слов А.Р. Лурия. Она позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение. Методика может использоваться для оценки состояния памяти, произвольного внимания, истощаемости больных нервно-психическими заболеваниями, а также для изучения динамики течения болезни и учета эффективности лекарственной терапии. Методика может быть использована как для детей (с пяти лет), так и для взрослых.
Инструкция для детей. «Сейчас мы проверим твою память. Я назову тебе слова, ты прослушаешь их, а потом повторишь сколько сможешь, в любом порядке».
Слова зачитываются испытуемому четко, не спеша. «Сейчас я снова назову те же самые слова, ты их послушаешь и повторишь – и те, которые уже называл, и те которые запомнишь сейчас. Называть слова можешь в любом порядке».
Далее опыт повторяется без инструкций. Перед следующими 3-5 прочтениями экспериментатор просто говорит: «Еще раз». После 5-6 кратного повторения слов, экспериментатор говорит испытуемому: «Через час Вы эти же слова назовете мне еще раз». На каждом этапе исследования заполняется протокол. Под каждым воспроизведенным словом в строчке, которая соответствует номеру попытки, ставится крестик. Если испытуемый называет «лишнее» слово, оно фиксируется в соответствующей графе. Спустя час испытуемый по просьбе исследователя воспроизводит без предварительного зачитывания запомнившиеся слова, которые фиксируются в протоколе кружочками.
Тестовый материал
Примеры набора слов:
Стол, вода, кот, лес, хлеб, брат, гриб, окно, мёд, дом.
Дым, сон, шар, пух, звон, куст, час, лёд, ночь, пень.
Число, хор, камень, гриб, кино, зонт, море, шмель, лампа, рысь.
Анализ результатов.
Показателями запоминания будет считаться количество слов, названное
а) после первого прочтения:
высокий уровень – не менее 5 слов;
средний уровень – 3-4 слова;
низкий уровень – менее 2 слов.
б) после 3-4 прочтений
высокий уровень – 9-10 слов;
средний уровень – 7-8 слов;
низкий уровень – менее 6 слов.
Показателями долговременной памяти будет считаться количество слов, названное через один час:
высокий уровень – 9-10 слов;
средний уровень – 5-8 слов;
низкий уровень – менее 5 слов.
Диагностический материал был получен в результате обследования одной из школ г.Михайловка Волгоградской области. Приняли участие 18 детей. Обработанные результаты были количественные и качественные.
№ п/п |
Имя и фамилия испытуемого |
Результаты исследования |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Через час |
||
1. |
Миша А. |
7 |
8 |
8 |
10 |
- |
9 |
2. |
Данил А. |
5 |
7 |
7 |
8 |
7 |
6 |
3. |
Толя Б. |
6 |
7 |
6 |
6 |
7 |
6 |
4. |
Аня Б. |
4 |
8 |
10 |
- |
- |
7 |
5. |
Дима В. |
4 |
6 |
7 |
6 |
7 |
8 |
6. |
Артур В. |
5 |
8 |
9 |
10 |
- |
7 |
7. |
Наташа Ж. |
2 |
5 |
6 |
7 |
8 |
7 |
8. |
Алина К. |
5 |
7 |
7 |
9 |
9 |
8 |
9. |
Роман Л. |
3 |
6 |
8 |
8 |
8 |
8 |
10. |
Данил О. |
4 |
5 |
8 |
7 |
6 |
6 |
11. |
Саша С. |
4 |
8 |
8 |
9 |
10 |
9 |
12. |
Настя С. |
3 |
8 |
9 |
9 |
9 |
8 |
13. |
Максим С. |
4 |
5 |
7 |
8 |
10 |
9 |
14. |
Серёжа С. |
3 |
4 |
5 |
7 |
9 |
8 |
15. |
Вова Т. |
2 |
5 |
3 |
2 |
7 |
6 |
16. |
Алина Ф. |
5 |
8 |
10 |
- |
- |
10 |
17. |
Андрей Ч. |
4 |
5 |
5 |
8 |
6 |
3 |
18. |
Оксана Ш. |
5 |
4 |
5 |
8 |
5 |
10 |
При первом запоминании 7 детей показали высокий уровень, низкий уровень 2 детей.
Средний результат запоминания после
первого прочтения – 4 слова,
после второго – 6 слов,
после третьего – 7 слов,
после четвёртого – 7,5 слов,
после пятого – 7,7 слов
После 3-4 прочтений 7 детей показали высокий уровень запоминания, низкий уровень памяти у одного ученика.
Средний показатель долговременной памяти – 5 слов.
Высокий уровень долговременной памяти показали 5 учащихся, низкий уровень у одного учащегося.
На основе подсчета общего количества воспроизведенных слов после каждого предъявления может быть построен график: по горизонтали откладывается число повторений, по вертикали — число правильно воспроизведенных слов. По форме кривой можно делать выводы относительно особенностей запоминания каждого ученика. Большое количество «лишних» слов свидетельствует о расторможенности или расстройствах сознания. Кривая запоминания может указывать на ослабление внимания, на выраженную утомленность. Повышенная утомляемость регистрируется в том случае, если испытуемый сразу воспроизвел 8-9 слов, а затем, с каждым разом все меньше и меньше (кривая на графике не возрастает, а снижается). Кроме того, если испытуемый воспроизводит все меньше и меньше слов, это может свидетельствовать о забывчивости и рассеянности. Зигзагообразный характер кривой свидетельствует о неустойчивости внимания. Кривая, имеющая форму «плато», свидетельствует об эмоциональной вялости ребенка, отсутствии у него заинтересованности. Число слов, удержанных и воспроизведенных час спустя, свидетельствует о долговременной памяти.
Из результатов исследования видно, что для большинства детей 61% характерен средний уровень развития долговременной памяти, 28% детей имеют высокий уровень развития долговременной памяти, у 6% учеников долговременная память развита слабо. Исходя из этих данных можно сделать следующий вывод: в третьем классе имеются большие перспективы для работы по развитию долговременной памяти как у детей со слабым и средним уровнем, так и у детей с высоким уровнем. Эта работа будет направлена на развитие и совершенствование различных видов памяти.
Заключение.
Память младшего школьника — первостепенный психологический компонент учебно-познавательной деятельности. В школе ученики систематически запоминают большой по объему материал, а потом его воспроизводят.
В результате анализа психолого-педагогической литературы была проведена диагностика уровня развития долговременной памяти в третьем классе, которая показала большой потенциал для развития этого познавательного процесса.
Младший школьник имеет свои психологические особенности, связанные с сохранением в памяти его воспроизведения, сложным составом орфографического навыка и длительностью его формирования. Опытно – экспериментальная работа показала, что без систематического повторения материала развитие долговременной памяти будет проходить медленно, что в свою очередь будет влиять на скорость формирования орфографического навыка. По итогам работы были определены рекомендации учителю:
Литература
1. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Схема личного обследования детей младшего школьного возраста: для школьных психологов. Томск, 1993.
2. Голубева. Личные особенности памяти человека. М., Педагогика, 1980 г.
3. Гуревич К.М. Что такое психологическая диагностика. М., 1985.
4. Житникова Л.М. Учите детей запоминать. - М., 1985.
5. Ляудис В.Я. Память в процессе развития. - М., 1976.
6. Матюгин И. Ю. Магия памяти.- М.: Сталкер, 1998
7. Рогов И.С. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. - Москва: ВЛАДОС, 1996.
8. Фридман Л.М., Пушкина Т.М., Каплунович И.Я. Исследование личности учащихся и ученических коллективов. М., 1988.
9. Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция внимания и памяти школьников // Маркова А.К., Лидерс А.Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. - Петрозаводск, 1992.