Особенности развития памяти
младших школьников
МОУ СОШ №1 г. Михайловки

 

Исследование провела

педагог-психолог

Кабанова Ирина Александровна

 

Введение

Самый чувствительный период для развития интеллектуальных способностей детей – возраст от 3 до 9 лет. К концу подросткового периода (к 15 годам) завершается развитие интеллектуальных способностей человека. Для успешного обучения в среднем звене, для понимания и усвоения учебного материала  важно с ребенком  в младшем школьном возрасте проводить занятия, направленные на развитие памяти, мышления, восприятия, внимания.

У некоторых учащихся наблюдаются недостатки памяти, причем они касаются всех видов запоминания, а также неумение организовать процесс запоминания, неумение разбить материал для запоминания на разделы или подгруппы, выделять опорные пункты для усвоения, пользоваться логическими схемами.

Роль памяти в развитии личности трудно переоценить. С ее помощью человек усваивает знания об окружающем мире и о самом себе, овладевает нормами поведения, приобретает различные умения и навыки.  Поэтому ведущее значение для данного возраста приобретает развитие долговременной памяти, что является актуальной задачей.

 

Цель работы: изучить особенности развития памяти младших школьников.

Задачи:

1.    Проанализировать психолого-педагогическую  литературу  по проблеме.

2.    Отобрать методики, позволяющие адекватно выявить развитие памяти у младших школьников.

3.    Провести диагностическое обследование памяти младших школьников.

4.    Выявить особенности долговременной памяти младших школьников.

Предметом  исследования:  являются особенности развития долговременной памяти детей младшего школьного возраста.

Объект  исследования: долговременная память младших школьников.

     База исследования: исследование проводилось в МОУ СОШ №1 г.Михайловки в третьем классе.

 

Особенности долговременной памяти у детей младшего школьного возраста.

 

Память - это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение человеком своего опыта.

Что значит хорошая память учащегося?  Это такая память, которая обеспечивает " скорость запоминания, длительность хранения и легкость воспроизведения заучиваемого материала".

Для формирования этих качеств памяти следует опираться на естественные законы непроизвольного запоминания. Основной закон заключается в том, что легче всего запоминается яркий материал и тот, что постоянно входит в поле деятельности. Со временем память становится управляемой, произвольной.

По своей природе память разнообразна:

–    произвольная и непроизвольная;

–   образная,

–  словесно-логическая,

–  кратковременная, долговременная,

–  оперативная и смысловая.

Если память хорошо развита, то мыслительные процессы протекают правильнее и быстрее.

 Особенностью долговременной памяти является то, что она  практически неограниченна по объему и длительности хранения в ней информации. Долговременная память способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока, при этом существует (но не всегда) возможность ее многократного воспроизведения. На практике функционирование долговременной памяти обычно связано с мышлением и волевыми усилиями.

Совершенствование памяти в младшем школьном возрасте обусловлено в первую очередь приобретением в ходе учебной деятельности различных способов и стратегий запоминания, связанных с организацией и обработкой запоминаемого материала. Однако без специальной работы, направленной на формирование таких способов, они складываются стихийно и нередко оказываются непродуктивными.

Работая над развитием памяти, проводя специальные игры и упражнения, мониторинги и диагностики, возможно, реально повысить успеваемость у учащихся и их учебную мотивацию.

Работа в этом направлении позволила выяснить причины низкой успеваемости и плохого запоминания:

а) ослабленное здоровье учащихся;

б) низкая мотивация учебной деятельности, недостаток речевого   

    развития;

в) недостаточное развитие памяти, низкий ее объем и точность.

 

Опытно-экспериментальная работа по изучению педагогических условий развития долговременной памяти младших школьников.

 

Для выявления памяти мною выбрана методика заучивания десяти слов А.Р. Лурия. Она  позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение. Методика может использоваться для оценки состояния памяти, произвольного внимания, истощаемости больных нервно-психи­ческими заболеваниями, а также для изучения динамики течения болезни и учета эффективности лекарственной терапии. Методика может быть использована как для детей (с пяти лет), так и для взрослых.

Инструкция для детей. «Сейчас мы проверим твою память. Я назову тебе слова, ты прослушаешь их, а потом повторишь сколько сможешь, в любом порядке».

Слова зачитываются испытуемому четко, не спеша. «Сейчас я снова назову те же самые слова, ты их послушаешь и повторишь – и те, которые уже называл, и те которые запомнишь сейчас. Называть слова можешь в любом порядке». 

Далее опыт повторяется без инструкций. Перед следующими 3-5 прочтениями экспериментатор просто говорит: «Еще раз». После 5-6 кратного повторения слов, экспериментатор говорит испытуемому: «Через час Вы эти же слова назовете мне еще раз». На каждом этапе исследования заполняется протокол. Под каждым воспроизведенным словом в строчке, которая соответствует номеру попытки, ставится крестик. Если испытуемый называет «лишнее» слово, оно фиксируется в соответствующей графе. Спустя час испытуемый по просьбе исследователя воспроизводит без предварительного зачитывания запомнившиеся слова, которые фиксируются в протоколе кружочками.

Тестовый материал

Примеры набора слов:
Стол, вода, кот, лес, хлеб, брат, гриб, окно, мёд, дом.
Дым, сон, шар, пух, звон, куст, час, лёд, ночь, пень.
Число, хор, камень, гриб, кино, зонт, море, шмель, лампа, рысь.

Анализ результатов.

Показателями  запоминания  будет считаться количество слов, названное

а) после первого прочтения:

высокий уровень – не менее 5 слов;

средний уровень – 3-4 слова;

низкий уровень – менее 2 слов.

б) после 3-4 прочтений 

высокий уровень – 9-10 слов;

средний уровень – 7-8 слов;

низкий уровень – менее 6 слов.

Показателями долговременной памяти будет считаться количество слов, названное через один  час:

высокий уровень – 9-10 слов;

средний уровень – 5-8 слов;

низкий уровень – менее 5 слов.

Диагностический материал был получен в результате обследования одной из школ г.Михайловка Волгоградской области. Приняли участие 18 детей. Обработанные результаты были количественные и качественные.

п/п

Имя и фамилия испытуемого

Результаты исследования

1

2

3

4

5

Через час

1.     

Миша А.

7

8

8

10

-

9

2.     

Данил А.

5

7

7

8

7

6

3.     

Толя Б.

6

7

6

6

7

6

4.      

Аня Б.

4

8

10

-

-

7

5.     

Дима В.

4

6

7

6

7

8

6.     

Артур В.

5

8

9

10

-

7

7.     

Наташа Ж.

2

5

6

7

8

7

8.     

Алина К.

5

7

7

9

9

8

9.     

Роман Л.

3

6

8

8

8

8

10.                        

Данил О.

4

5

8

7

6

6

11.                        

Саша С.

4

8

8

9

10

9

12.                        

Настя С.

3

8

9

9

9

8

13.                        

Максим С.

4

5

7

8

10

9

14.                        

Серёжа С.

3

4

5

7

9

8

15.                        

Вова Т.

2

5

3

2

7

6

16.                        

Алина Ф.

5

8

10

-

-

10

17.                        

Андрей Ч.

4

5

5

8

6

3

18.                        

Оксана Ш.

5

4

5

8

5

10

 

При первом запоминании 7 детей показали высокий уровень, низкий уровень 2 детей.

Средний результат запоминания после

первого прочтения – 4 слова,

после второго – 6 слов,

после третьего – 7 слов,

после четвёртого – 7,5 слов,

после пятого – 7,7 слов

После 3-4 прочтений  7 детей показали высокий уровень запоминания, низкий уровень памяти  у одного ученика.  

Средний показатель долговременной памяти – 5 слов.

Высокий уровень долговременной памяти показали 5 учащихся, низкий уровень у одного учащегося.

На основе подсчета общего количества воспроизведенных слов после каждого предъявления может быть построен график: по горизонтали откладыва­ется число повторений, по вертикали — число правильно вос­произведенных слов. По форме кривой можно делать выводы относительно особенностей запоминания каждого ученика.  Большое количество «лишних» слов свидетельствует о расторможенности или расстройствах сознания.  Кривая запоминания может указывать на ослабление внимания, на выраженную утомленность. Повышенная утомляемость регистрируется в том случае, если испытуемый   сразу воспроизвел 8-9 слов, а затем, с каждым разом все меньше и меньше (кривая на графике не возрастает, а снижается). Кроме того, если испытуемый воспроизводит все меньше и меньше слов, это может свидетельствовать о забывчивости и рассеянности. Зигзагообразный характер кривой свидетельствует о неустойчивости внимания. Кривая, имеющая форму «плато», свидетельствует об эмоциональной вялости ребенка, отсутствии у него заинтересованности. Число слов, удержанных и воспроизведенных час спустя, свидетельствует о долговременной памяти.

Из результатов исследования видно, что для большинства детей  61% характерен средний уровень развития долговременной памяти, 28% детей имеют высокий уровень развития  долговременной памяти, у 6% учеников долговременная память развита слабо. Исходя из этих данных можно сделать следующий вывод: в третьем классе имеются большие перспективы для работы по развитию долговременной памяти как у детей со слабым и средним уровнем, так и у детей с высоким уровнем. Эта работа будет направлена на развитие и совершенствование различных видов памяти.

Заключение.

Память младшего школьника — первостепенный психологический компонент учебно-познавательной деятельности. В школе ученики систематически запоминают большой по объему материал, а потом его воспроизводят.  

В результате анализа психолого-педагогической литературы была проведена диагностика уровня развития долговременной памяти в третьем классе, которая показала большой потенциал для развития этого познавательного процесса.

Младший школьник имеет свои психологические особенности, связанные с сохранением в памяти его воспроизведения, сложным составом орфографического навыка и длительностью его формирования.  Опытно – экспериментальная работа показала, что без  систематического повторения материала развитие долговременной памяти будет проходить медленно, что в свою очередь будет влиять на скорость формирования орфографического навыка. По итогам работы были определены рекомендации учителю:

Литература

1.    Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Схема личного обследования детей младшего школьного возраста: для школьных психологов. Томск, 1993.

2.    Голубева. Личные особенности памяти человека. М., Педагогика, 1980 г.

3.     Гуревич К.М. Что такое психологическая диагностика. М., 1985.

4.    Житникова Л.М. Учите детей запоминать. - М., 1985.

5.    Ляудис В.Я. Память в процессе развития. - М., 1976.

6.    Матюгин И. Ю. Магия памяти.- М.: Сталкер, 1998

7.    Рогов И.С. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. - Москва: ВЛАДОС, 1996.

8.    Фридман Л.М., Пушкина Т.М., Каплунович И.Я. Исследование личности учащихся и ученических коллективов. М., 1988.

9.    Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция внимания и памяти школьников // Маркова А.К., Лидерс А.Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. - Петрозаводск, 1992.

 

 

Hosted by uCoz